СТАТЬИ

Данные тахографа - единственная ценность перевозчика!

Опять нововведения


В последние годы в России активно проходит всеобщая «тахометризация» транспорта, выполняющего коммерческие грузовые и пассажирские перевозки. Правительство РФ, Министерство транспорта активно разрабатывают и совершенствуют законодательную базу, регулирующую этот процесс. Вот и нынче на рассмотрении находится проект нового закона об автоматической передаче данных тахографов на сервер надзорных инстанций. Его смысл сводится к тому, что информация поступает в систему в режиме «онлайн» и любой сбой в работе прибора контроля автоматически приведет к штрафным санкциям. В этом случае из процесса выгрузки информации полностью исключается человеческий фактор, задача автовладельца теперь состоит в обеспечении беспрерывной работы своего тахометра на всем пути следования автомобиля.

 

Новые требования

 

Назовем основные условия, гарантирующие корректную автоматическую передачу и прием информации:


  •        полная работоспособность устройства контроля;
  •        возможность передачи данных из него в защищенном виде;
  •        целостность и полную достоверность информации;
  •        непрерывность ее регистрации.


Невыполнение любого из этих требований автоматически приводит к получению штрафа. Уже не говоря об нарушениях графика труда и отдыха, превышения скоростных показателей или других нарушениях ПДД.

 

Пути решения

 

Что же можно посоветовать автовладельцам во избежание штрафов за ошибки в передаче данных?

Во-первых, рекомендуем завести архив для хранения выгруженной информации для каждого транспортного средства предприятия;

Во-вторых, данные каждого тахографа в архиве необходимо периодически обновлять;

В-третьих, необходим анализ хранящейся информации по выявлению нарушений, приводящих к штрафам (в т. ч. согласно новому закону);

В-четвертых, нужно ознакомить водителей с нововведениями, а при обнаружении нарушений провести с каждым из них дополнительное обучение.

И последнее, и, может быть, основное – необходимо привести свои приборы контроля в полное соответствие требованиям к автоматической передаче данных. Или заменить устаревшую модель на более надежную.

 

Выход есть

 

Наверное, самым оптимальным выбором для обеспечения качественной передачи информации будут тахографы VDO. Концепция их производителей – работа цепочки «автомобиль-водитель-тахограф» как единой системы, нацеленной на максимальный результат: высокие заработки при долгой бесперебойной работе устройства контроля. Изготовители VDO изначально ориентируются на ценность и целостность информации, ее защиту, непрерывность при передаче.

Модель VDO DTCO 1381 предназначена для перевозок по Европе, она выпускается с 2006 г. в соответствии с соглашением ЕСТР и прошла долгий путь совершенствования и оптимизации. Согласно требованиям европейского законодательства теперь эти тахографы устанавливаются на транспортные средства сразу на заводах-изготовителях.

Его аналог VDO DTCO 3283 предназначен для российских дорог и производится уже 5 лет (с 2014 г). Эту модель отличает такое-же высокое качество и полное соответствие всем нормативным требованиям к тахографам. Также, как и его европейский собрат, российская версия позволяет автовладельцу и водителю, не нарушающим ПДД и требования к эксплуатации тахографов, иметь достойный заработок.

 

Незаменим при перевозке взрывоопасных грузов

 

Тахографы VDO станут лучшим выбором в случаях, когда к перевозке предназначены взрывоопасные грузы. По требованиям пожарной безопасности во время погрузочно-разгрузочных работ таких видов грузов необходимо отключать любое оборудование, где есть риск возникновения искры с последующим возгоранием. Но, с другой стороны, тахограф всегда должен быть включен для регистрации графика труда и отдыха. Перед автовладельцем возникает дилемма: либо нарушать правила пожарной безопасности, либо требования к работе устройств контроля.

Тахографы VDO позволяют обойтись без неизбежных нарушений. Они снабжены Сертификатом соответствия Техническому регламенту ТС по перевозке взрывоопасных грузов. В нем есть фраза, что при отключении зажигания отключаются те токоведущие части приборов, в которых возникает риск возникновения искры, а другие электронные узлы (в частности, тахографа) остаются под действием напряжением. Эти сведения также содержатся в маркировке на заводском шильдике (2Ех nA [ib] IIC T6 Gc X).

Зачем нужен тахограф и как он появился

История тахографа в Европе

«Казус белли» для объявления войны небезопасным авто

 

В конце XVIII – начале XIX века на рынке стали появляться первые машины. В плане перевозки грузов и пассажиров автомобильный транспорт значительно выигрывал по сравнению с гужевым. С целью расширения рынка продаж и, соответственно, увеличения прибыли предприятия начали использовать наемный труд водителей. Все это имело не только положительные, но и отрицательные последствия – уровень аварийности вырос, шоферы мошенничали и небрежно выполняли свою работу.

 

Решением возникших проблем стал бы уникальный прибор, отслеживающий параметры вождения и рабочий график водителя. Над созданием подобного инструмента начали трудиться заводы по производству часов. Они изготовляли инструменты, в основе которых лежали часовые механизмы. К сожалению, совсем скоро подобные разработки утратили свою актуальность из-за возможности несанкционированного к ним доступа.


Родоначальник современных тахографов

 

Тахограф как таковой был продемонстрирован лондонской компанией Markt & Co. London Ltd. За 3 года до начала Первой мировой войны она выпустила устройство Jones Recorder, которое регистрировало пройденное в течение суток расстояние.

 

Через 10 лет немецкие изобретатели показали миру усовершенствованный аппарат, переносящий траекторию движения транспорта в виде линейного графика на диаграмму. Таким образом, у владельцев автотранспорта появилась возможность контролировать расход топлива при движении.

 

Само название «тахограф» (от греч. «тахо» – скорость и «граф» – запись) появилось в 30-х годах XX столетия.

Переломный момент в истории безопасности автомобилей

 

Статистические данные 1960-х годов утверждали, что 30 % всех ДТП вызваны невнимательностью шофера из-за усталости или в результате превышения скорости. Поэтому в 1968 г. ЕС потребовал у водителей ведение специальной записи с фиксированием всех манипуляций за рулем на протяжении рабочего дня.

 

Но такой метод не гарантировал правдивости предоставленных данных, поэтому через 2 года страны Европейского союза подписали ЕСТР, выдвигающее жесткие требования к аналоговым тахографам.


История тахографа в России

Значение регламента ЕСТР

 

В 1985 г. первые тахографы появились и на территории СССР. В 1988 г. ЕС была выдана Директива, требующая установки тахографов не только в автомобилях. Поправки 1995 г. не разрешали въезд в страны Европы тех машин, у которых не вмонтированы контрольные устройства.

 

Поэтому Россия была вынуждена выдать два правительственные распоряжения от 1996 и 1998 гг., утвердившие необходимость использования тахографов в грузовиках массой от 15 т и автобусах, в которых число мест превышает 20.


Массовое внедрение контрольных устройств в России

 

В XXI веке аналоговые тахографы сменились цифровыми, исключающими похищение информации.

 

В 2006 г. Россия подписала пятую поправку к ЕСТР, а в 2010 г. – выпустила постановление о внедрении тахографов в кабины автотранспорта массой от 3,5 т и пассажировместимостью от 8 персон.

 

В 2013 г. приказ Министерства транспорта обязал водителей всех пассажирских и грузовых автомобилей установить тахограф.

 

В 2015 и в 2018 гг. в СМИ появилась информация об отмене тахографов для сокращения бюджета. Но законопроект принят не был – на сегодня установка тахографов является обязательной.

Файл тахографа ddd

Так уж сложилось, что тахографы сохраняют в себе информацию именно в формате .ddd. Обычным офисным пакетом эти файлы не распаковать. Здесь приходит на помощь специальное программное обеспечение. Программы могут быть как бесплатные (Атол, Штрих, Касби), так и платные (Тахоспец). Отличие в функционале. Например, Атол вообще данные не раскрывает (только напоминает когда скачать с карты в следующий раз),  а Штрих показывает только режим труда и отдыха водителя. Конечно, для полного понимания, что пишет в себя тахограф, лучше использовать программу Тахоспец, она без труда откроет любой файл формата .ddd и отобразит его цифровую подпись.

Как выглядит файл ddd на Вашем рабочем столе показано на этом рисунке.

После открытия файла ddd Вы можете создать отчеты:

1. Идентификация нарушений водителем установленного режима труда и отдыха согласно приказа 15 Минтранса;

2. Идентификация нарушений водителем установленного режима труда и отдыха согласно Европейского законодательства;

3. Время работы в экипаже;

4. Пробег транспортного средства;

5. Средний расход топлива;

6. Документация водителя;

7. По датам и срокам.

Как видите, данных не так уж и много и здесь возникает своевременный вопрос, есть ли польза от программного обеспечения? Несомненно есть! Если Вам пришел штраф, то не владея информацией с тахографа Вы не сможете защитить свои права и интересы и будете вынуждены просто верить постановлению и платить деньги. Кроме того, отчеты содержат юридически важную информацию при разбирательствах. Решать Вам, только не забывайте, что бесплатные программы не покажут всей информации, закрытой в ddd файле.

Есть ли необходимость сохранять ddd файлы с тахографа на своем ПК или съемном носителе? - Да! Эта обязанность заложена в Приказе Минтранса 36. Напоминаем, файлы на карте водителя перезаписываются через каждые 28 дней, а в памяти тахографа через 90 дней.

Считывание данных с карт водителей и тахографов

Начните считывать информацию с тахографов уже сейчас, обезопасьте свое будущее!

Российское законодательство сурово, но справедливо, и если оно требует выгрузки и сохранения данных, то значит это кому-то нужно. Простой пример напрашивается при рассмотрении сокращений численности сотрудников ГИБДД, полиции и других ведомств. Возникает своевременный вопрос: -"а кто в этом случае будет проверять тахограф? Может его вообще проверять не будут?". Но, не тут то было... Все дело в том, что контролирующие органы уходят от проверок на дорогах в область цифровых технологий, так как взятки камеры не берут, расходы на их содержание не велики и казна получает "чистый" доход от штрафов. Пилотный проект по онлайн проверке ОСАГО с помощью камер тому доказательство и успешно прошедшие испытания пошли дальше, министерства РФ закупаются программно-аппаратными комплексами, способными решать вопросы по проверке наличия тахографов СКЗИ на автотранспорте (а при их отсутствии проверяют наличие действующего допуска к МАП). Эта система уже реально работает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и письма счастья получили первые предприятия! Калибровки тахографов уже никого не интересуют, т.к. действие калибровки равно сроку действия сертификата блока СКЗИ. Считывание данных с карт водителей тоже вчерашний век,  а вот выгрузка данных из тахографов - ценная информация. Ведь тахограф как раз и регистрирует все ошибки, в том числе езду без карты, превышения скорости, нарушение труда и отдыха водителя. Информация с тахографа несет информацию по установленной карте водителя и ее легитимности. Если посмотреть на происходящее в этом контексте, то очевидно, что выгрузка данных - это действительно необходимая регулярная процедура. Невооруженным взглядом видно, что данные из тахографов будут передаваться в контролирующие органы, а каким образом, это уже вопрос второстепенный.  Единственное, для чего в будущем необходимо будет считать информацию с карты водителя - для защиты интересов самого водителя, это его доказательство.

Онлайн считывание данных карт водителей

Если Вы используете на своем автотранспорте систему мониторинга транспорта Виалон от Минского разработчика Гуртам, и у Вас установлены цифровые тахографы, то Вам будет полезно приложение Tacho View. Данная программа позволяет удаленно считывать ddd файлы с карт водителей, помещенных в тахографы.

С помощью приложения Вы сможете проанализировать данные с карты водителя и сделать отчеты по основным характеристикам. Однако, следует учесть, что система сделана наполовину. Данные с самого тахографа не выгружаются, следовательно события Вы увидите только те, которые содержатся на самой карте водителя.

Вы сможете создать графики и отчеты по критериям:

- время вождения;

- время отдыха;

- нарушения;

- общая активность водителя.

Конечно, считывание карт водителя это полезная функция, но следует понимать, что чтение карт водителя ограничивается данными только с самой карточки. Следовательно реальная картина может несколько отличатся и считывание данных только с карты водителя в современных реалиях является бесполезным. 

Единственный плюс этого сервиса только в том, что он позволяет выполнять норму законодательства и выгружать данные для сохранения оператором до того момента, когда карта уже начнет перезаписывать данные. Напомним, что выгружать карту необходимо не реже, чем 1 раз в 28 дней. Чаще - можно. Хоть ежедневно.

Считыватели тахографов и карт водителей

Считыватели подразделяются по следующим параметрам:

По источнику питания:

- автономные;

- от usb.

По исполнению корпуса:

- вертикальные;

- горизонтальные.

По функционалу:

- для выгрузки из карт

- для выгрузки из тахографов

- для выгрузки из карт и тахографов.

Лучшим вариантом во все времена был автономный считыватель/загрузчик для загрузки из карт и тахографов бренда VDO. Его удобство проверено годами, а предустановленная программа и жк-монитор позволят сразу получить всю информацию. Конечно, за такие игрушки приходится не по-детски платить, однако, затраты себя оправдывают.

Есть подобные варианты у других компаний, которыми Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе ЗДЕСЬ

Считыватель только карт водителей имеет более простое устройство и является обычным картридером смарт-карт. В нашем каталоге это универсальный считыватель. Он работает со всеми типами микропроцессорных и криптопроцессорных смарт-карт, а также с большинством типов карт памяти.

Он достаточно надежен, совместим с основными операционными системами и не вызывает сложности при работе, т.к. сам устанавливает драйвер и выходит в рабочий режим в автоматическом режиме.

Считываем карту водителя и выгружаем данные из тахографа.

Для выгрузки данных из тахографа и скачивания информации из карт водителей существуют специальные приборы и программы. Рассмотрим различные варианты как можно считать карту водителя и выгрузить информацию из тахографа.


1. Считывание данных с карты водителя.

В зависимости от необходимости существует несколько способов чтения карт водителей:

- Считать карту водителя можно в любой мастерской или пункте выдачи карт (месте оформления заявления на получение карточек);

- чтение с карты можно произвести самостоятельно, имея в распоряжении считыватель, компьютер и программу для выгрузки, подробнее ЗДЕСЬ. СЧИТЫВАТЕЛИ И ПРОГРАММЫ.


2. Считывание информации с тахографа.

Аналогично скачиванию с карты Вы также можете обратиться в организацию-мастерскую, которая с помощью карты мастерской сможет выгрузить все данные из Вашего тахографа. Это самый простой способ, не требующий каких-либо дополнительных затрат, но есть и другие, которые будут гораздо удобнее:

- Выгрузить данные из тахографа с помощью карты предприятия на специальный носитель (загрузчик). Подробнее ЗДЕСЬ. ЗАГРУЗЧИКИ С ТАХОГРАФОВ;

- Скачать информацию из устройства с помощью карты предприятия на ПК с помощью терминала удаленной выгрузки. Подробнее ЗДЕСЬ. УДАЛЕННАЯ ВЫГРУЗКА.

Для считывания информации необходимо карту водителя поместить в считыватель и включить ПО. Выгружаем

Законодательство со временем видоизменяется и уже достаточно давно вступило в силу по применению тахографов на территории России, многие руководители предприятий и главные механики не очень четко себе представляют будущее тахографии, а в связи с этим невольно могут стать нарушителями. Например, есть требование по выгрузке, но нет нормативной административной базы для нарушителей этих требований. Когда появится административная ответственность - точной даты пока нет, но она точно будет, об этом уже говорят многие источники и следует к этому подготовиться заранее. Сейчас уже немало программно-аппаратных комплексов на рынке, которые смогут решить вопросы (причем, некоторые абсолютно бесплатные, как программа Атол):

- как считать карту водителя,

- как выгрузить данные с тахографа.


Разберем на примере производителя Штрих как выгружать данные из карт водителей для тахографов:

Данные тахографа необходимо регулярно считывать, чтобы не допустить перезаписи данных. С карты водителя необходимо производить выгрузку не реже, чем 1 раз в 28 дней. Существует несколько способов считывания данных с тахографа и карты водителя:

- считывание данных с карты водители с помощью картридера и компьютера;

- считывание данных с тахографа и карты предприятия с использованием usb накопителя;

- удаленно по gprs-каналу.

Выгрузка данных с карты водителя с помощью картридера. Для выгрузки данных вам понадобится компьютер с установленной программой для предприятия тахорепорт, считывающее устройство "картридер" и карта водителя. Скачать программу для считывания можно на нашем сайте в разделе "программы", она бесплатная. Установите на своем компьютере утилиту программы. Подключите картридер к компьютеру, вставьте карту в картридер и зайдите в раздел импорт. 

С помощью usb-накопителя. Нам понадобится тахограф, карта предприятия, usb-накопитель, компьютер и программа штрих тахорепорт. Для выгрузки данных через тахограф необходимо вставить карту предприятия во второй слот, карту водителя в первый слот. С помощью кнопок вверх или вниз выберите нужный пункт меню по выгрузке информации из тахографа или карты водителя. Вставьте флеш-накопитель в usb-разъем на передней панели тахографа. Произведите выгрузку и перенесите информацию на ПК.

С помощью gprs-модема, удаленно. Сервис по удаленному считыванию данных с карт водителей тахографа, предлагаемый компанией, значительно экономит время позволяя пересылать данные с карт водителей без заезда в мастерскую или предприятие. Удаленную загрузку данных возможно настроить только в авторизированной мастерской. 

Напомним, что согласно законодательству, сегодня, предприятия обязаны выгружать данные с каты водителей не реже чем 1 раз в 28 дней. Данные с карты водителя необходимо хранить в течении года и предоставлять сотрудникам контролирующих организаций.