СТАТЬИ

Единый реестр перевозчиков не за горами. Спасибо Платону.

По заданию Президента

 

Министр транспорта России Е. Дитрих отметил, что в настоящее время наблюдается укрупнение подотчетной ему отрасли, создаются транспортно-логистические комплексы с развитой инфраструктурой. Это дает возможность развивать здоровую конкуренцию в сфере грузоперевозок и способствует консолидации всех ее участников. Немаловажно, что на эти действия оказывает существенное влияние цифровизация отрасли, позволяющая сделать рынок транспортных услуг прозрачным, а производственные процессы – эффективными.

О конкретных цифрах и задачах в этой сфере доложил В. Ефимов, первый заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству ГД РФ. По данным Ространснадзора только 20000 юридических лиц и ИП подали уведомления о начале деятельности по грузоперевозкам, хотя в стане насчитывается около 300 000 владельцев автопредприятий с 6,5 млн единиц грузовиков. Это приводит не только к недополучению государством налогов и сборов, но и высокому уровню ДТП: ежегодно в РФ грузовой транспорт является причиной гибели 1, 7 тыс. человек, что в 6 раз больше, чем общественный пассажирский.

Для исправления ситуации эксперты Союза транспортников РФ и ГД разработали проект закона, направленного на обязательную регистрацию в едином государственном реестре перевозчиков, подтвердивших свою профессиональную компетентность и финансовую состоятельность. Законопроект стал ответом на Указ Президента России No204 от 07.05.2018 о снижении смертности на дорогах в 4 раза и его поручение о введении квалификационных требований для участников рынка внутренних грузовых автоперевозок. Такой закон позволит очистить отрасль от недобросовестных субъектов, защитить грузовладельцев, перевозчиков, граждан.

 

Мнение транспортников

 

Выступивший от имени перевозчиков вице–президент Российского автотранспортного союза В. Алексеев поднял вопрос об эффективности цифровизации в сфере транспортных услуг. Она не должна просто стать базой для сбора данных налоговой. По мнению выступающего, прозрачность рынка грузоперевозок позволит решить несколько проблем:


  • привлечение инвесторов благодаря добросовестной конкуренции компаний-перевозчиков;
  • прозрачный контроль со стороны надзорных органов, обеспеченный цифровизацией;
  • возможность приобретения автомобилей в лизинг, при котором лизинговая компания сможет по информации их баз данных оценить намерения соискателя и свою степень доверия к нему.


Представитель ГК «Деловые Линии» А. Лашкевич поделился своими наблюдениями по внедрению цифровизации в сферу грузовых перевозок. Компании, располагающие персональными IT–ресурсами, уже сейчас формируются как крупные интеграционные площадки. На очереди процесс взаимодействия между участниками бизнес-процессов внутри отрасли. Цифровизация позволяет существенно уменьшить операционные расходы, снизить простои парка автомобилей на 10%, а скорость обработки заказов на 35%.

С другой стороны, до сих пор не решена проблема прозрачности работы автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК), что заставляет перевозчиков недогружать свои авто на 20%. Это негативно отражается на стоимости услуг. Если для крупных компаний эти издержки можно компенсировать за счет цифровой оптимизации, то мелким и средним предприятиям приходится перекладывать эти расходы на плечи клиентов. Эти вопросы приобретают особую актуальность на фоне роста акцизов на бензин и дизтопливо в ближайшие 3 года.

 

Учет и контроль

 

По мнению А. Замкова, гендиректора компании РТ–Инвест Транспортные Системы, обслуживающей государственную платформу взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», рынок транспортных услуг в РФ еще фрагментирован. На данный момент в системе зарегистрированы 1 230 000 грузовиков, из них около 630 000 авто принадлежат юридическим лицам и более половины – ИП и физическим лицам. Те же, кто не принял условия цифровизации, еще могут пересмотреть свои взгляды, иначе есть высокая вероятность оказаться вне рынка транспортных услуг.

Параллельно «Платону» начинает работу государственная телематическая система «Автодата», в которую передаются данные всех участников коммерческих автомобильных перевозок. Таким образом в информационном пространстве формируются цифровые клоны компаний, предпринимателей, их деятельности. Эти данные позволят государству корректировать правила работы в этой сфере бизнеса. Показательна информация об отраслевой принадлежности перевозчиков. Анализ деятельности юридических лиц показал, что 22% транспорта занято в строительстве, 20% – в аграрном секторе, 10% – в промышленном производстве. А на логистику и торговлю приходится только 10% грузового состава.

А. Лашкевич поддержал разговор о судьбе средних и мелких участников рынка грузоперевозок. Для того, чтобы остаться на плаву им неминуемо придется использовать крупные платформы. Благодаря прозрачности тарифов, используя хорошую репутацию среди коллег и клиентов информационная система сможет выбирать оптимальный вариант по транспортировке конкретного груза в конкретное место. Это решит вопрос конкурентоспособности малых предприятий и исключит коррупционную составляющую.

В. Алексеев напомнил, что главная задача Российского автотранспортного союза – дать возможность перевозчикам достойно зарабатывать. Именно это заставит предпринимателя быть осторожным и соблюдать все установленные нормы. Дополнительным стимулом станет и привлечение участников рынка транспортных услуг к выработке этой нормативно-правовой базы. Принятие оптимальных решений, в том числе и в сфере цифровизации, позволит превратить транспортную отрасль в эффективную и прозрачную.

Статистика утверждает, что в автомобильных перевозках в России занято наибольшее число работников. А данных о самих участниках рынка и их взаимосвязях практически нет. Уже введение «Платона» начало прояснять ситуацию по каждому субъекту системы, движению транспорта между предприятиями. Собранная в процессе цифровизации информация должна стать основой для принятия полезных и эффективных нормативно-правовых решений в транспортной сфере.

 

Нужно объединяться

 

Участвующие в конференции эксперты в автомобильной отрасли согласились, что на данный момент актуальна задача создания общих цифровых стандартов и на их базе объединения всех грузоперевозчиков страны. Иначе пальму первенства захватят глобальные агрегаторы, активно работающие по всему миру. Так, доступная всем торговая сеть AliExpress работает практически без учета транспортной структуры стран.

Уже пришло время, когда даже агрегаторы стараются оптимально перевозить и распределять грузы. Следует ожидать, что при появлении общегосударственной цифровой платформы они первыми отреагируют и присоединятся к ней. Например, в процессе создания «Платона» была создана цифровая карта федеральных автомобильных дорог РФ, которая будет интересна любой крупной торговой площадке.

Транспортная отрасль переживает в наши дни активную трансформацию. Ее задача – оптимизировать перевозки и максимально сократить расстояние между отправителем и получателем груза. На это нацелено создание единой цифровой платформы, этому способствуют уже работающие АСВГК, «Платон», для этого выдвигаются и законодательные инициативы. Осталось только грамотно все соединить и воплотить в жизнь.

Лозунг МАП: СКЗИ ЕСТРу не товарищ. Оформляем карты МАП.

Карта МАП - документ, на основании которого не надо менять европейский тахограф ЕСТР на российский аналог с блоком СКЗИ.


Карту МАП получил дальнобойщик для того чтобы не менять тахографПолучить карту международного перевозчика (МАП) предлагают разные онлайн-сервисы. В основном это мастерские, которые занимаются установкой тахографов.


Чтобы не совершить ошибок, будущим международным автоперевозчикам, полезно узнать все нюансы, с которыми предлагаем вам ознакомиться.


Где заказать, купить и оформить карту МАП

Логотип проекта Тахограф и ЗаконЗаказать и оформить карточку Вы можете у любого партнера проекта "Тахограф и Закон". Выбирайте на сайте свой город и оставляйте заявку:

Официальный сайт проекта "Тахограф и Закон" https://kartochka-map.ru/


Перевозки грузов и пассажиров между разными странами доступны автовладельцам при наличии карты МАП. Она предоставляет возможность воспользоваться аналоговым или цифровым прибором контроля ЕСТР на дорогах РФ. Если владелец карты использует ее на своем грузовом автомобиле, то заменять штатный тахограф ЕСТР на прибор с навигационным криптографическим модулем не нужно (Приложение №2 пр. Министерство транспорта №36 от 13.02.2013 года).


Польза от карты МАП

 

Экономическая:

  • Не требуется смена устройства на отечественный тахограф, в котором информация защищена средствами криптографии. Можно воспользоваться штатным аналоговым или цифровым тахографом, произведенным в европейской стране.
  • Европейский контрольный прибор обходится дешевле, он надежнее, чем российские тахографы. Не нужно периодически менять блок СКЗИ.
  • При использовании аналогового тахографа штрафы за режим труда и отдыха не начисляются. У органов инспекции нет программного обеспечения, оборудования, знаний, чтобы считать и расшифровать информацию шайб.
  • Штрафы не начисляются, если устройство поломалось в рейсе и не работает.


Организационная:


  • Дистанционное оформление карт МАП. Исключаются физические контакты и трата времени на встречи.
  • Перевозчики работают с привычными тахографами, переобучение не потребуется.


Стратегическая:


  • Водителем доступны международные автоперевозки.
  • Доступны конкурсы, к которым доступ раньше был ограничен.


Как оформляются карты МАП

 

Первые 3 метода надежны, проверены временем. Клиент оперативно и без лишних финансовых потерь легально оформит доступ к МАП.


1. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ

Клиенту не надо посещать госавтодорнадзор. Для управления государственного автодорожного надзора юристы подготовят полный пакет документов. Клиент на e-mail юридической фирмы предоставляет документы:

 

Информация о Заявителе для юридических лиц:


  • идентификационный номер организации;
  • место, в котором находится фирма;
  • реквизиты платежных средств;
  • номер телефона и электронная почта;
  • информация о допусках МАП, выданных раньше;
  • сведения о перевозках.


Сведения о Заявителе для частных предпринимателей:


  • идентификационный номер предпринимателя;
  • паспорт, где указано гражданство России;
  • место фактического проживания;
  • реквизиты платежных средств;
  • номер телефона и электронная почта;
  • сведения о перевозках;
  • УД, полученные раньше.


Данные об автомобильном ТС:


  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • полис обязательного страхования автогражданской ответственности с внешней стороны;
  • наличие диагностической карты, сертификата проверки, допуска перевозок скоропортящихся продуктов, диагностической карты, акта калибровки.


Информация о работнике:


  • свидетельство профессиональной компетенции сотрудника, занимающегося международными перевозками с внешней стороны;
  • прочие документы (уровень квалификации работника, трудовой договор и иные бумаги).


Информация, подтверждающая финансовую стабильность автоперевозчика:


  • Для юридических лиц — баланс, где отражены основные средства по последнему периоду налоговой отчетности с наличием отметки от налоговой инспекции.
  • Для частного предпринимателя — оценка стоимости автотранспортного средства (отчет) и/либо выписка из единого государственного реестра недвижимости о правах, обременениях, кадастровой цене.

2. АУТСТАФФИНГ СОТРУДНИКОВ

Метод актуален для тех грузовых перевозчиков, кто по разным причинам не может обучаться по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в МАП» со сдачей экзаменов для получения квалификации. Клиенту будет предоставлен сотрудник на время, указанное в срочном трудовом договоре. Этот специалист по международным автоперевозкам несет ответственность за выполнение своих трудовых обязательств, проверяет груз, дает консультации по МАП.


3. ДОПУСК ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И САМОЗАНЯТЫХ К МАП

К этому методу обращаются заказчики без статуса ИП или юридического лица, а также в случае, когда им трудно подтвердить финансовую устойчивость. Часто ТС оформляется на физическое лицо, тогда у него есть варианты:

  • оформление ИП;
  • предоставление информации ИП людей, которым клиент доверяет. Например, брат имеет статус индивидуального предпринимателя и коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности в транспортной отрасли. При этом варианте допуск к международным автомобильным перевозкам оформляют на ИП. Зеленую карту с допуском МАП на авто клиент получает по договору срочной аренды. На ИП будут возлагаться обязанности выдачи путевых листов, контролирование ТС перед тем, как выехать на линию, прохождение медицинского осмотра водителя перед рейсом и другие задачи. 

4. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Это надежный способ для тех, кто желает заниматься международными перевозками. Нужно быть готовым к обучению на очной форме. Рекомендовано обращаться в Академию Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, чтобы обучиться международным законам этой отрасли. Клиенту потребуется:

  • изучить Положение о разрешении для международных автоперевозок (ПП №730 от 16 октября 2001 года);
  • правильно использовать тахограф;
  • не пренебрегать режимом работы и отдыха водителя.

Также клиенту будет полезно познакомиться и пообщаться с опытными коллегами, занимающимися международными грузоперевозками.  Материальная часть, литература доступна в АСМАП-Сервисе.

 

Когда обучение закончено, клиент заполняет заявление, опись и прикладывает копии документов, заверенные нотариусом (СТС, ОСАГО, паспорт транспортного средства, свидетельство на профессиональную компетентность, отчет, свидетельствующий об устойчивости состояния заявителя).


5. ПОКУПКА

Этот способ в 2016-2018 годах популярен, но нелегален. Некоторые неосведомленные перевозчики уверены в том, что при покупке карты МАП они не нарушают закон. Но это не так. В этом варианте выпуск карты доступен только при сдаче личного транспортного средства в аренду, об этом перевозчик даже может не знать.

 

Пояснения на примере:

 

А) Вы водитель — индивидуальный предприниматель или физическое лицо с личным ТС, оснащенным электронным или аналоговым европейским устройством.

Б) Чтобы получить карту МАП без смены тахографа, воспользуйтесь услугами фирмы «Ромашка». Она продает эти карты. Карта стоит дешевле, чем у конкурентов, будет готова через 3 суток, предоплата составляет 50%.

В) На изготовленной карте имеется печать с подписью начальника управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вашей маркой моделью и госномером ТС. Но владельцем Удостоверения допуска является вышеуказанная фирма, занимающаяся продажей таких карт.

Г) Теоретически можно пользоваться данным ТС, это законно. Но с другой стороны:


  • эта фирма владеет Удостоверением допуска к международным автоперевозкам;
  • оформленная карта на арендованное транспортное средство принадлежит «Ромашке» по договору аренды, но не вам.
  • заниматься международными перевозками можно этой фирме, но не вам;
  • ваш автомобиль — это сотрудники «Ромашки», а у водителя, управляющего вашим ТС, должны при себе быть документы (карта МАП, путевой лист и товарно-транспортная накладная от фирмы), которые вы не получите, поскольку фирма вам их не предоставит, согласно ст. 11.23 КоАП.


Д) При взятии рейса вы выпишите путевой лист от себя и нарушите закон, в котором сказано, что запрещено предавать карты МАП третьим лицам, согласно Положению о допуске к МАП (ПП730).

 

Если заказываете карту МАП, обязательно учитывайте в ней указание вида и типа перевозок (пассажирские либо грузовые, с целью коммерции или без нее), имя владельца, указанного в Удостоверении.


ТЕМИНЫ

 

Карта МАП — это бумажный документ со степенями защиты, по которому ведется строгая отчетность. Иногда в отдельных регионах пред выдачей карты ламинируют. Оформляют их на автобус или грузовик. Это вспомогательный документ от Удостоверения допуска.

 

Удостоверение — главный документ, в котором подтверждается допуск транспортной организации к международным грузоперевозкам.

 

Государственный автодорнадзор уполномочен выдавать допуск перевозчикам для международных грузоперевозок.

Не выгрузил данные с карты водителя для цифрового тахографа - штраф!

Не выгрузил данные с карты водителя для цифрового тахографа - штраф до 50 000 рублей!


Ст. 11.23 КоАП о тахографе и выгрузке информации с карты водителя


Разбираем статью 11.23 КоАП "Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей":


1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях,

- влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.


2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


Ключевая фраза здесь - это нарушение установленных требований к использованию тахографа. Требования к использованию тахографа прописаны в Приказе Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", а именно в Приложении 3:

Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства...

...13. Транспортные предприятия:

...5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;

6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных предприятия в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки...


Таким образом, выгрузка данных ложится на плечи АТП и штраф будет формироваться по ч.2 ст 11.23 КоАП:


На кого штраф Размер штрафа, руб.
Должностное лицо - контролер (механик) 7 000 - 10 000
Должностное лицо - диспетчер 7 000 - 10 000
Индивидуальный предприниматель 15 000 - 25 000
Юридическое лицо 25 000 - 50 000



Черный считыватель для выгрузки фалов ddd из тахографовИнспектор может легко выявить факт невыгрузки при проведении проверки. С помощью программного обеспечения он может посмотреть когда выгружалась карта последний раз и выписать штраф по ст. 11.23 КоАП. 


Для того, чтобы избежать штрафа за невыгрузку даных из карты водителя достаточно приобрести самый дешевый считыватель и скачать бесплатную программу. Все это Вы можете найти на этом сайте. Для этого достаточно перейти по ссылке:

Считыватели и бесплатные программы


И не забывайте:

"Чтобы добиться успеха, нужно сделать всего 2 вещи: чётко определить, чего вы хотите на самом деле, а затем заплатить за всё это требуемую сумму"

Нельсон Бункер Хант

Данные тахографа - единственная ценность перевозчика!

Опять нововведения


В последние годы в России активно проходит всеобщая «тахометризация» транспорта, выполняющего коммерческие грузовые и пассажирские перевозки. Правительство РФ, Министерство транспорта активно разрабатывают и совершенствуют законодательную базу, регулирующую этот процесс. Вот и нынче на рассмотрении находится проект нового закона об автоматической передаче данных тахографов на сервер надзорных инстанций. Его смысл сводится к тому, что информация поступает в систему в режиме «онлайн» и любой сбой в работе прибора контроля автоматически приведет к штрафным санкциям. В этом случае из процесса выгрузки информации полностью исключается человеческий фактор, задача автовладельца теперь состоит в обеспечении беспрерывной работы своего тахометра на всем пути следования автомобиля.

 

Новые требования

 

Назовем основные условия, гарантирующие корректную автоматическую передачу и прием информации:


  •        полная работоспособность устройства контроля;
  •        возможность передачи данных из него в защищенном виде;
  •        целостность и полную достоверность информации;
  •        непрерывность ее регистрации.


Невыполнение любого из этих требований автоматически приводит к получению штрафа. Уже не говоря об нарушениях графика труда и отдыха, превышения скоростных показателей или других нарушениях ПДД.

 

Пути решения

 

Что же можно посоветовать автовладельцам во избежание штрафов за ошибки в передаче данных?

Во-первых, рекомендуем завести архив для хранения выгруженной информации для каждого транспортного средства предприятия;

Во-вторых, данные каждого тахографа в архиве необходимо периодически обновлять;

В-третьих, необходим анализ хранящейся информации по выявлению нарушений, приводящих к штрафам (в т. ч. согласно новому закону);

В-четвертых, нужно ознакомить водителей с нововведениями, а при обнаружении нарушений провести с каждым из них дополнительное обучение.

И последнее, и, может быть, основное – необходимо привести свои приборы контроля в полное соответствие требованиям к автоматической передаче данных. Или заменить устаревшую модель на более надежную.


Считыватель для выгрузки данных из тахографаА сейчас, пока мы все в состоянии ожидания данные необходимо сохранять локально. Для этого достаточно взять самый дешевый считыватель и бесплатное программное обеспечение от компании Атол или Штрих. 


Посмотреть на модели считывателей можно здесь:

Считыватели для выгрузки данных из карт тахографов


Скачать бесплатную программу можно здесь:

Программы для выгрузки данных из карт тахографов

 

Выход есть

 

Наверное, самым оптимальным выбором для обеспечения качественной передачи информации будут тахографы VDO. Концепция их производителей – работа цепочки «автомобиль-водитель-тахограф» как единой системы, нацеленной на максимальный результат: высокие заработки при долгой бесперебойной работе устройства контроля. Изготовители VDO изначально ориентируются на ценность и целостность информации, ее защиту, непрерывность при передаче.

Модель VDO DTCO 1381 предназначена для перевозок по Европе, она выпускается с 2006 г. в соответствии с соглашением ЕСТР и прошла долгий путь совершенствования и оптимизации. Согласно требованиям европейского законодательства теперь эти тахографы устанавливаются на транспортные средства сразу на заводах-изготовителях.

Его аналог VDO DTCO 3283 предназначен для российских дорог и производится уже 5 лет (с 2014 г). Эту модель отличает такое-же высокое качество и полное соответствие всем нормативным требованиям к тахографам. Также, как и его европейский собрат, российская версия позволяет автовладельцу и водителю, не нарушающим ПДД и требования к эксплуатации тахографов, иметь достойный заработок.

 

Незаменим при перевозке взрывоопасных грузов

 

Тахографы VDO станут лучшим выбором в случаях, когда к перевозке предназначены взрывоопасные грузы. По требованиям пожарной безопасности во время погрузочно-разгрузочных работ таких видов грузов необходимо отключать любое оборудование, где есть риск возникновения искры с последующим возгоранием. Но, с другой стороны, тахограф всегда должен быть включен для регистрации графика труда и отдыха. Перед автовладельцем возникает дилемма: либо нарушать правила пожарной безопасности, либо требования к работе устройств контроля.


Тахографы VDO позволяют обойтись без неизбежных нарушений. Они снабжены Сертификатом соответствия Техническому регламенту ТС по перевозке взрывоопасных грузов. В нем есть фраза, что при отключении зажигания отключаются те токоведущие части приборов, в которых возникает риск возникновения искры, а другие электронные узлы (в частности, тахографа) остаются под действием напряжением. Эти сведения также содержатся в маркировке на заводском шильдике (2Ех nA [ib] IIC T6 Gc X).


И помните:

"Самые важные вещи в мире были совершены людьми, которые продолжали попытки, даже когда не оставалось никакой надежды"

Дейл Карнеги

Зачем нужен тахограф и как он появился

История тахографа в Европе

«Казус белли» для объявления войны небезопасным авто

 

В конце XVIII – начале XIX века на рынке стали появляться первые машины. В плане перевозки грузов и пассажиров автомобильный транспорт значительно выигрывал по сравнению с гужевым. С целью расширения рынка продаж и, соответственно, увеличения прибыли предприятия начали использовать наемный труд водителей. Все это имело не только положительные, но и отрицательные последствия – уровень аварийности вырос, шоферы мошенничали и небрежно выполняли свою работу.

 

Решением возникших проблем стал бы уникальный прибор, отслеживающий параметры вождения и рабочий график водителя. Над созданием подобного инструмента начали трудиться заводы по производству часов. Они изготовляли инструменты, в основе которых лежали часовые механизмы. К сожалению, совсем скоро подобные разработки утратили свою актуальность из-за возможности несанкционированного к ним доступа.


Родоначальник современных тахографов

 

Статья в газете о появлении на свет первого тахографа спидометраТахограф как таковой был продемонстрирован лондонской компанией Markt & Co. London Ltd. За 3 года до начала Первой мировой войны она выпустила устройство Jones Recorder, которое регистрировало пройденное в течение суток расстояние.

 

Через 10 лет немецкие изобретатели показали миру усовершенствованный аппарат, переносящий траекторию движения транспорта в виде линейного графика на диаграмму. Таким образом, у владельцев автотранспорта появилась возможность контролировать расход топлива при движении.

 

Само название «тахограф» (от греч. «тахо» – скорость и «граф» – запись) появилось в 30-х годах XX столетия.

Переломный момент в истории безопасности автомобилей

 

Статистические данные 1960-х годов утверждали, что 30 % всех ДТП вызваны невнимательностью шофера из-за усталости или в результате превышения скорости. Поэтому в 1968 г. ЕС потребовал у водителей ведение специальной записи с фиксированием всех манипуляций за рулем на протяжении рабочего дня.

 

Но такой метод не гарантировал правдивости предоставленных данных, поэтому через 2 года страны Европейского союза подписали ЕСТР, выдвигающее жесткие требования к аналоговым тахографам.


История тахографа в России

Значение регламента ЕСТР


В 1985 г. первые тахографы появились и на территории СССР. В 1988 г. ЕС была выдана Директива, требующая установки тахографов не только в автомобилях. Поправки 1995 г. не разрешали въезд в страны Европы тех машин, у которых не вмонтированы контрольные устройства.

 

Поэтому Россия была вынуждена выдать два правительственные распоряжения от 1996 и 1998 гг., утвердившие необходимость использования тахографов в грузовиках массой от 15 т и автобусах, в которых число мест превышает 20.


Массовое внедрение контрольных устройств в России

 

Аналоговый шайбовый и цифровой европейский тахограф естрВ XXI веке аналоговые тахографы сменились цифровыми, исключающими похищение информации.

 

В 2006 г. Россия подписала пятую поправку к ЕСТР, а в 2010 г. – выпустила постановление о внедрении тахографов в кабины автотранспорта массой от 3,5 т и пассажировместимостью от 8 персон.

 

В 2013 г. приказ Министерства транспорта обязал водителей всех пассажирских и грузовых автомобилей установить тахограф.

 

В 2015 и в 2018 гг. в СМИ появилась информация об отмене тахографов для сокращения бюджета. Но законопроект принят не был – на сегодня установка тахографов является обязательной.


Характеристики тахографов в зависимости от характера перевозок:

Характер перевозок Российский тахограф с блоком СКЗИ Европейский тахограф ЕСТР
Российские перевозки Подходит Подходит при наличии карты МАП
Международные перевозки Не подходит Подходит


Дополнительно к цифровым устройствам были изобретены считыватели для выгрузки информации с карт водителей. Считывающие приборы являются проводниками между карт тахографов и компьютером. Выбрать подходящий считыватель можно здесь:

Считыватели карт водителей для цифровых тахографов


И помните:

"Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому главное дело совершенствования: работать над мыслями"

Лев Толстой

Файл тахографа ddd

Файл с расширением .ddd на рабочем столе персонального компьютераФайл тахографа с расширением ".ddd" - это зашифрованный ESM файл с информацией из тахографа или карты водителя. Как выглядит файл ddd на Вашем рабочем столе показано на этом рисунке. На файле содержатся данные о водителе, соблюдение режима труда и отдыха, идентификационные данные транспортного средства, скоростной режим, геолокация и т.д. ESM расшифровывается как "External Storage Media", что в переводе на родной язык означает "внешние носители информации". ESM-файлы являются источником данных цифрового тахографа. Существует несколько бесплатных программ для открытия файлов DDD, которые можно скачать на этом сайте в разделе:

Программы для открытия ESM-файлов с разрешением ddd


Чем открыть файл тахографа с разрешением DDD

Цифровые тахографы ЕСТР и СКЗИ сохраняют в себе информацию только в формате .ddd. Программы могут быть как бесплатные (Атол, Штрих), так и платные (GR, Тахоспец и др.). Отличие в функционале. Например, Атол вообще данные не открывает (только напоминает когда скачать с карты в следующий раз),  а программа Штрих Тахо Репорт показывает режим труда и отдыха водителя. Для полного понимания, что пишет в себя тахограф, лучше использовать полноценную платную программу, которая откроет любой файл формата .ddd. Кроме того, карты водителей имеют цифровую подпись, которая при выгрузке тоже должна быть актуальна. 


Что откроет платная версия программы

Если Вы приобретете полноценную платную версию программы, то после открытия файла ddd Вы можете создать отчеты:

  1. Идентификация нарушений водителем установленного режима труда и отдыха согласно приказа 15 Минтранса;
  2. Идентификация нарушений водителем установленного режима труда и отдыха согласно Европейского законодательства;
  3. Время работы в экипаже;
  4. Пробег транспортного средства;
  5. Средний расход топлива;
  6. Документация водителя;
  7. По датам и срокам.

Как видите, данных не так уж и много и здесь возникает своевременный вопрос, есть ли польза от программного обеспечения? Несомненно есть! Если Вам пришел штраф, то не владея информацией с тахографа Вы не сможете защитить свои права и интересы и будете вынуждены просто верить постановлению и платить деньги. Не забывайте, что тахограф является средством измерения, которое метрологически поверено в установленном порядке. Это Ваш свидетель! Кроме того, отчеты содержат юридически важную информацию при разбирательствах. Однако, бесплатные программы тоже полезны и уберегут Вас от штрафа за невыгрузку. В этой статье мы подробно на этом останавливались:

Штрафы за невыгрузку информации с карты водителя


Белый считыватель с проводом для выгрузки информации с карт тахографовЕсть ли необходимость сохранять ddd файлы с тахографа на своем ПК или съемном носителе? - Да! Эта обязанность заложена в Приказе Минтранса 36. Напоминаем, файлы на карте водителя перезаписываются через каждые 28 дней и их необходимо регулярно считывать с помощью считывателя. В нашем каталоге Вы можете подобрать подходящий считыватель для выгрузки информации с карт водителей:

Каталог считывателей смарт-карт


И не забывайте:

"Лучше быть уверенным в хорошем результате, чем надеяться на отличный"

Уоррен Баффет

Считывание данных с карт водителей и тахографов

Начните считывать информацию с тахографов уже сейчас, обезопасьте свое будущее!


Российское законодательство сурово, но справедливо!...

Инспектор выписывает штраф за невыгрузку данных с карты водителя...Если оно требует выгрузки и сохранения данных, то значит это кому-то нужно...

Простой пример напрашивается при рассмотрении сокращений численности сотрудников ГИБДД, полиции и других ведомств. Возникает своевременный вопрос: -"а кто в этом случае будет проверять тахограф? Может его вообще проверять не будут?". Смотрим на дороги и видим, что инспекторов ГИБДД уже не интересует легковой автотранспорт. Изредка видим засаду с камерой-ловушкой за сплошную полосу. Часто стоят платоны и камеры на скорость. Но в основном тормозят большегрузов! Кошмарят на каждом километре. Причем, не важно, платная это трасса или обычная. Тенденция не утешительная. Проверяют именно тахограф, но как правильно проверять этот девайс никто толком не знает. Напоминает вся эта картина Российский выездной цирк на дорогах. Если к тахографу не придрался и взятку не получил, то за "аптечку" все-равно выпишет.


Ожидание от цифровизации автотранспортной отрасли


А чем же нас пугают и куда это все движение должно прийти? Все дело в том, что контролирующие органы очень хотят уйти от проверок на дорогах в область цифровых технологий, так как взятки камеры не берут, расходы на их содержание не велики и казна получает "чистый" доход от штрафов.


Пилотный проект по онлайн проверке ОСАГО с помощью камер тому доказательство и успешно прошедшие испытания пошли дальше. Министерства РФ закупаются программно-аппаратными комплексами, способными решать вопросы по проверке наличия тахографов СКЗИ на автотранспорте (а при их отсутствии проверяют наличие действующего допуска к МАП). Эта система уже реально работает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге! Калибровки тахографов интересуют только голодного инспектора на дороге, но не государство, т.к. действие калибровки равно сроку действия сертификата блока СКЗИ.


Что произойдет с выгрузкой данных из тахографов и карт водителей


Считывание данных с карт водителей тоже вчерашний век,  а вот выгрузка данных из тахографов - ценная информация. Ведь тахограф как раз и регистрирует все ошибки:

  • езду без карты, 
  • превышения скорости,
  • нарушение труда и отдыха водителя.

Информация с тахографа несет информацию по установленной карте водителя и ее легитимности. Если посмотреть на происходящее в этом контексте, то очевидно, что выгрузка данных - это действительно необходимая регулярная процедура. Невооруженным взглядом видно, что данные из тахографов будут передаваться в контролирующие органы, а каким образом, это уже вопрос второстепенный.  


Считыватель для выгрузки информации с карт водителей для цифровых тахографовЕдинственное, для чего в будущем необходимо будет считать информацию с карты водителя - для защиты интересов самого водителя, это его доказательство. Карта водителя - это его свидетель от непредвиденных обстоятельств. Например, пришел штраф за превышение скоростного режима. Но Вы точно его не нарушали. Берете карту водителя, выгружаете данные, раскрываете их и доказываете в суде, что это не так. Данный случай для примера, т.к. разное может произойти в дороге и единственный свидетель - это карта водителя для тахографа. 


Выбрать подходящий считыватель можете в каталоге:
Перечень считывателей для выгрузки информации из карт водителей.


Есть и другая сторона медали. Не выгрузили информацию - получите штраф по ст. 11.23 КоАП. Об этом мы рассматривали информацию в статье:

Штраф за невыгрузку карт водителей до 50 000 рублей.


И помните:

"Когда ты оставишь свою мечту, ты превратишься в овощ. Так и знай"

Берт Монро

Онлайн считывание данных карт водителей

Если Вы используете на своем автотранспорте систему мониторинга транспорта Виалон от Минского разработчика Гуртам, и у Вас установлены цифровые тахографы, то Вам будет полезно приложение Tacho View. Данная программа позволяет удаленно считывать ddd файлы с карт водителей, помещенных в тахографы.

С помощью приложения Вы сможете проанализировать данные с карты водителя и сделать отчеты по основным характеристикам. Однако, следует учесть, что система сделана наполовину. Данные с самого тахографа не выгружаются, следовательно события Вы увидите только те, которые содержатся на самой карте водителя.

Вы сможете создать графики и отчеты по критериям:

- время вождения;

- время отдыха;

- нарушения;

- общая активность водителя.

Конечно, считывание карт водителя это полезная функция, но следует понимать, что чтение карт водителя ограничивается данными только с самой карточки. Следовательно реальная картина может несколько отличатся и считывание данных только с карты водителя в современных реалиях является бесполезным. 

Единственный плюс этого сервиса только в том, что он позволяет выполнять норму законодательства и выгружать данные для сохранения оператором до того момента, когда карта уже начнет перезаписывать данные. Напомним, что выгружать карту необходимо не реже, чем 1 раз в 28 дней. Чаще - можно. Хоть ежедневно.

Считыватели тахографов и карт водителей

Считыватели подразделяются по следующим параметрам:

По источнику питания:

- автономные;

- от usb.

По исполнению корпуса:

- вертикальные;

- горизонтальные.

По функционалу:

- для выгрузки из карт

- для выгрузки из тахографов

- для выгрузки из карт и тахографов.

Лучшим вариантом во все времена был автономный считыватель/загрузчик для загрузки из карт и тахографов бренда VDO. Его удобство проверено годами, а предустановленная программа и жк-монитор позволят сразу получить всю информацию. Конечно, за такие игрушки приходится не по-детски платить, однако, затраты себя оправдывают.

Есть подобные варианты у других компаний, которыми Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе

Считыватель только карт водителей имеет более простое устройство и является обычным картридером смарт-карт. В нашем каталоге это универсальный считыватель. Он работает со всеми типами микропроцессорных и криптопроцессорных смарт-карт, а также с большинством типов карт памяти.

Он достаточно надежен, совместим с основными операционными системами и не вызывает сложности при работе, т.к. сам устанавливает драйвер и выходит в рабочий режим в автоматическом режиме.

Считываем карту водителя и выгружаем данные из тахографа.

Для выгрузки данных из тахографа и скачивания информации из карт водителей существуют специальные приборы и программы. Рассмотрим различные варианты как можно считать карту водителя и выгрузить информацию из тахографа.


Считывание данных с карты водителя

Считыватель карт тахографов. Подключается к ноутбуку. Карта вставляется в считыватель.Считывание карт водителей не реже одного раза в 28 дней! Это обязательное требование каждого транспортного предприятия! Если механик или ИП выпустил на линию транспортное средство и не произвел выгрузку с карты водителя, то он может быть оштрафован на основании статьи 11.23 КоАП. Эту тему мы разбирали в статье о размере штрафа за невыгрузку карты водителя.


Существует несколько способов чтения карт водителей. Основной и самый удобный - самостоятельное чтение карты с помощью считывателя, компьютера и программы для выгрузки. Каждый элемент имеет свою функцию:

  • Считыватель. Он подключается к компьютеру в USB-разъем и является посредником между картой водителя и компьютером. Выбрать считыватель Вы можете на нашем сайте: 
    Каталог считывателей карт тахографов
  • Программа. Это утилита, которая устанавливается на персональный компьютер и позволяет сделать выгрузку файлов ddd из карты тахографа. Скачать бесплатную программу для выгрузки данных с карт тахографов Вы можете на нашем сайте:
    Каталог бесплатных программ для выгрузки ddd


Способы считывания данных из карт тахографов

Место считывания
Карта водителя ЕСТР Карта водителя СКЗИ
В офисе
Считыватель + программа + ПК Считыватель + программа + ПК
На улице Загрузчик VDO DLK PRO TISCOMPACT + ПК Загрузчик VDO DLK PRO TISCOMPACT + ПК
В машине Загрузчик 6-pin + карта предприятия + ПО + ПК Загрузчик USB + карта предприятия + ПО + ПК
В мастерской Карта мастерской + загрузчик 6-pin + ПО + ПК Карта мастерской + загрузчик USB + ПО + ПК


Считывание информации с тахографа

Обязанность выгружать данные из тахографа возлагается на транспортные предприятия только при утилизации тахографа или его передаче в другое предприятие при продаже. В остальном это дело добровольное. Для выгрузки информации из цифрового тахографа Вам понадобятся:

  • Карта предприятия;
  • Загрузчик;
  • Программа
  • Компьютер.

С помощью карты предприятия в меню тахографа открывается дополнительное меню. Предоставляется возможность выгрузить всю информацию из тахографа на внешний носитель. 


Практические советы по выгрузке файлов ddd из тахографов и карт водителей

Для считывания информации необходимо карту водителя поместить в считыватель и включить ПО. Выгружаем

Данные тахографа необходимо регулярно считывать, чтобы не допустить перезаписи данных. При этом файлы с карт водителей никуда не пропадут, они только лишь скопируются на внешнее запоминающее устройство.


Важное правило: С карты водителя необходимо производить выгрузку не реже, чем 1 раз в 28 дней.


Разберем выгрузку файлов ddd из тахографов и карт водителей на примере применения бесплатного программного обеспечения Штрих ТахоРепорт от производителя тахографов "Штрих-М":

  1. считывание данных с карты водители с помощью картридера и компьютера;
  2. считывание данных с тахографа и карты предприятия с использованием usb накопителя;
  3. удаленно по gprs-каналу.

Выгрузка данных с карты водителя с помощью картридера. Для выгрузки данных вам понадобится компьютер с установленной программой для предприятия тахорепорт, считывающее устройство "картридер" и карта водителя. Скачать программу для считывания можно на нашем сайте в разделе "программы", она бесплатная. Установите на своем компьютере утилиту программы. Подключите картридер к компьютеру, вставьте карту в картридер и зайдите в раздел импорт. В этом разделе Вы можете произвести выгрузку данных с карты водителя.

С помощью usb-накопителя. Нам понадобится тахограф, карта предприятия, usb-накопитель, компьютер и программа штрих тахорепорт. Для выгрузки данных через тахограф необходимо вставить карту предприятия во второй слот, карту водителя в первый слот. С помощью кнопок вверх или вниз выберите нужный пункт меню по выгрузке информации из тахографа или карты водителя. Вставьте флеш-накопитель в usb-разъем на передней панели тахографа. Произведите выгрузку и перенесите информацию на ПК.

С помощью gprs-модема, удаленно. Сервис по удаленному считыванию данных с карт водителей тахографа, предлагаемый компанией, значительно экономит время позволяя пересылать данные с карт водителей без заезда в мастерскую или предприятие. Удаленную загрузку данных возможно настроить только в авторизированной мастерской. 


Напомним, что согласно законодательству, сегодня, предприятия обязаны выгружать данные с каты водителей не реже чем 1 раз в 28 дней. Данные с карты водителя необходимо хранить в течении года и предоставлять сотрудникам контролирующих организаций.


Нужно ли выгружать данные из тахографа и карт водителей

Законодательство со временем видоизменяется и уже достаточно давно вступило в силу по применению тахографов на территории России, многие руководители предприятий и главные механики не очень четко себе представляют будущее тахографии, а в связи с этим невольно могут стать нарушителями. Регулярно выгружайте данные из карт водителей, а информацию из тахографов перед продажей автомобиля и будет светить солнце.


И помните:

"Живёшь ведь только раз, только раз. Решайся"

Великий Гэтсби